diddls (diddls) wrote,
diddls
diddls

Возрождение, часть 4

Ок, дослушаю сегодня итальянцев и попробую начать фламандцев.

Кто остался за бортом? Очень многие.
Francesco Canova da Milano. Лютнист. Тут опять всплывает "Город золотой" - не верим!!! На самом деле это не он, а Владимир Вавилов. У Кановы есть свои прекрасные произведения. Ricercare LVII (ричеркар - "изысканная пьеса"), Ricercare V, Fantasia XIII, La Spagna, Fantasia XL, Fantasia VI, etc.

Claudio Merulo. Органист. Что-то мне в нём нравится, хотя не всё. Есть пасторальная LA ZAMBECCARA, есть возвышенная, почти баховская Toccata prima, есть крышесносная вещь Languissans. Много всего понакидала в его исполнении. Буду потом подробно слушать, однозначно идёт в любимчики периода.


Giovanni Gabrieli.

Органист/лютнист. Очень приятный, но это и по портрету видно. У него канцоны. Канцона с широким использованием вокальных истоков полифонии в органной музыки становится предшественницей фуги. Canzon XI, Sonata XIII, O, magnum mysterium, Motetus "Omnes gentes" (тут немножко Моцарта, не?). Опять же очень многое понравилось. In ecclesiis вполне себе уже барокко, на мой вкус. А вот что пишет Вики:
Like composers before and after him, he would use the unusual layout of the San Marco church, with its two choir lofts facing each other, to create striking spatial effects. Most of his pieces are written so that a choir or instrumental group will first be heard on one side, followed by a response from the musicians on the other side; often there was a third group situated on a stage near the main altar in the center of the church.[6] While this polychoral style had been extant for decades (Adrian Willaert may have made use of it first, at least in Venice) Gabrieli pioneered the use of carefully specified groups of instruments and singers, with precise directions for instrumentation, and in more than two groups. The acoustics were and are such in the church that instruments, correctly positioned, could be heard with perfect clarity at distant points. Thus instrumentation which looks strange on paper, for instance a single string player set against a large group of brass instruments, can be made to sound, in San Marco, in perfect balance. A fine example of these techniques can be seen in the scoring of In Ecclesiis.
Умничка какой!

И внимание! Палестрина! Биография Палестрины сообщает интересный факт: во времена покровительства папы Юлия III он умудрился получить пост капельмейстера, не будучи даже священником, имея семью и детей... То есть Палестрина производил хорошее впечатление и умел завоевать расположение. Ещё забавно:
Между тем его жена, двое сыновей и двое братьев были унесены чумой, свирепствовавшей тогда в Риме. Убитый горем, Палестрина решил стать священником, но накануне рукоположения познакомился с одной состоятельной вдовой и в 1581 женился. Убитый горем, ну-ну.
Если слушать Палестрину отдельно, то, конечно же, он невероятно хорош весь. Но на фоне современников и при такой высокой интенсивности прослушивания очень многое кажется скучным, déjà entendu, поэтому я выделю то, что на мой личный вкус выходит за рамки. Vestiva i colli; Io son ferito; O sacrum convivium; Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La (Agnus dei); Alma Redemptoris Mater; Duo ubera tua; Surgam et circuibo civitatem.
Кстати, того же мнения придерживается Вики и источники, на которые она ссылается. На фоне многих ныне ставших гораздо более известными композиторов Возрождения Палестрина выглядит выше среднего, но не как единственная звезда. Во многом его популярность вызвана интересом Баха к его мессам (например, к Sine nomine).

Gregorio Allegri. Без особых комментов просто вещи: Misere me, Deus; Cor Mundum; Cantate Domino. И ещё спорный момент, потому как то, что я добавила в копилку, вероятно, современная аранжировка, но так Averte Faciem.
Долгое время партитура сочинения (Misere me, Deus) была «засекречена» и недоступна для широкой публики, так как Ватикан, хранитель единственной копии рукописи, желал сохранить секрет шедевра в тайне, и запретил копирование Miserere под угрозой отлучения от Церкви. К партитуре имели доступ только музыканты, исполнявшие его один раз в год в Сикстинской Капелле. Дарованием сочинения широкой публике мир обязан гению юного Моцарта, посетившего с отцом Ватикан в 1770 году. 14-летний Моцарт, услышавший исполнение Miserere, запомнил его целиком на слух и в точности записал по памяти, таким образом создав «контрафактную» копию. Вариант, записанный Моцартом, не сохранился.

Felice Anerio. Сменил Палестрину. Всё. Слушать Venite ad me omnes. Не очень он интересный, увы.

Francesco d' Ana. Пример светской музыки, ищется плохо, но есть. Из светских еще Giovanni Animuccia.

Willaert - он на самом деле фламандец (а фламандцы сегодня-таки нет...), но работал в Италии. Основоположник венецианской школы, в которой был Габриэли, много путешествовал. Очень чувственную музыку писал. И хотя у него ещё не видно той роскоши барочной, которая достаточно ярко проявилась у Габриэли, но есть что-то яркое и страстное внутри. Про личную жизнь ничего не сказано, но мне отчего-то кажется, что был большой затейник. И портрет такой хитренький...

Слушаю Vecchie Letrose; Quando nascesti Amor?; Verbum bonum et suave.

Ещё немного выдержек из книги Ливановой:
После долгих и бесплодных попыток борьбы с ересью в самой Италии папа Павел III учредил в 1542 году центральный инквизиционный трибунал в Риме, которому были даны неограниченные права верховного судилища. Еще ранее был основан орден иезуитов. Ужесточилась церковная цензура. В 1557 году появился «Индекс запрещенных книг», и инквизиция должна была следить, чтобы никто не пользовался названными изданиями; иными словами, проявления свободомыслия — одного из самых смелых завоеваний Ренессанса — преследовались жестоко и беспощадно.
В той или иной форме церковная цензура коснулась и музыкального искусства, поскольку оно было практически в большой мере связано с церковью. На тридентском соборе, как известно, вопросы церковной музыки обсуждались весьма напряженно, причем были высказаны различные мнения: как самые крайние — требования отказаться от многоголосия и оставить в богослужении лишь григорианский хорал, так и более умеренные. /.../ Решение собора оказалось половинчатым. Многоголосную музыку признали допустимой в церкви, но лишь при условии, что она не будет мешать слышимости текста, не включит в себя ничего светского и, кроме хорала, будет ограничена гимнами и лаудами.
Tags: музыка
Subscribe

  • Англия, 17 век часть 1

    Англия 17 века сильно не похожа на всю остальную Европу. Она каким-то образом умудряется совмещать героические сюжеты с новыми мотивами. Начать…

  • ба-Бах

    Я вчера слушала Баха, и случилось откровение. Я не дочитала до него двух глав (я жутко отстаю от графика), однако уже почти все барокко прочитано и…

  • Франция 17 век

    - Мам, продавать свои органы незаконно? - Почему? У бедняков есть органы, а богатым они нужны. Почему правительство всегда препятствует малому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments