diddls (diddls) wrote,
diddls
diddls

Categories:

17 век, Италия, часть 1

Нет, я не забросила - просто много работы и всего другого. Начинаю по-тихоньку двигаться дальше, где уже интересненько и знакомо многое.
На очереди Италия с ранним барокко. Барокко в музыке уже вполне начал проявляться в во времена, относимые к Возрождению, так что музыка тут была в авангарде. Опера, опера, опера...
Про историческую обстановку из значимого можно сказать то, что барокко появилось не просто так, а как естественная реакция на контрреформацию и укрепление папства, в т.ч. благодаря союзу с Францией, перерезавшей гугенотов. Меценаты Италии - великие её семьи - продолжили активно поддерживать художников всех родов деятельности, при этом разрывая страну на кусочки.
А вот все знают, что отец знаменитого Галилео Галилея Винчензо был композитором? Правда, оперы его не сохранились, но лютневые вещи есть. В целом довольно неплохи. Хотя он скорее Винченцо -Vincenzo Galilei. Розеншильд пишет, что basso continuo дало хороший толчок к развитию гармонии. Галилей же описывал свое предпочтение лютни органу как раз способностью первой выражать градации разных эмоций очень гармонично=) Много экспериментировал с физикой звука, так что не удивительно про Галилео.

В том же "кружке", что и Галилей, состоял Jacopo Peri. Автор "первой" оперы Дафна, которая не сохранилась и "второй" Эвридики, которая да. Опера ставилась в честь свадьбы Генриха IV и Марии Медичи, потому в ней есть отступление от первоисточника - Эвридику воскрешает Амур. Довольно приятная опера, хотя несколько однообразна, но не скучная тем не менее.
Хенли говорит, что слово опера происходит от корня со смыслом труд. А в первой поставке Дафны Пери игра и сам - в роли Аполлона.

В том же кружке Giulio Caccini, Ave Maria которого вероятно тоже мистификация и тоже принадлежит Вавилову, который про город золотой писал. Но у Каччини есть свои вокальные произведения - приятные во всех отношениях.

Следующим должен был быть Лорето Виттори, но я не нашла записей, поэтому пока пропущу. Еще Кальдерон, но он испанец, хотя и служил в Италии - буду таки соблюдать национальное разделение.

Stefano Landi - представитель Римской школы. В Риме опера часто носила пропагандистский характер, либо прославляя праведников, либо показывая, что античных героев за гедонизм карают смертью или несчастьем. Инструменталка довольно безлика, но вокальные партии опять же милы. Круглая, гармоничная музыка с элементами танцевальности. Ланди хорошо был знаком с венецианской школой, которая не очень проникла в то время в консервативный Рим. Augellin, Il Sant` Alessio, L'Appregiata. Опера Святой Алексий - на историческую тему, и так вышло, как пишет Вики, что духовно-просветительская музыка Ланди оказалась более прогрессивной, чем светская. На 5-ой арии мне открылось, что в нем такого приятного: это ж баллады под гитару на два голоса!

Из церковной музыки такой же круглый - Antonio Maria Abbatini.

Оперный композитор Marco da Gagliano. Cantai un tempo, Dormi amor.

И вот, и вот - Монтеверди.

Жаловался очень на своих меценатов - подчиняли, довлели, а денег давали едва-едва. Хотя наличие портретов говорит о том, что он таки не бедствовал, хотя и не был в кругу аристократов.
Опера Орфей считается основополагающей, хоть и не первой. Чем она существенно отличается от современниц? Музыкой! Вокальная часть в целом похожа, в тех операх вокал уже тоже круглый и гармоничный, а музыка оставалась скорее фоном, не совсем подходящим, не отражающим эмоций. У Монтеверди инструментальная часть играет самостоятельную роль - она добавляет накала, она часто идёт своей дорогой, иногда вовсе замолкая, иногда затмевая голос. И она не гусельки уже. Монтеверди вводит широкий спектр струнно-смычковых в оперу.
Lamento della Ninfa из не сохранившейся оперы Ариадна.
Монтеверди едет в Венецию - на родину барокко, на родину оперы (по моему сугубо личному мнению), где в 1637 открывается первый публичный оперный театр Сан-Кассиано - его описание говорит, что блэкджек и девочки там тоже были=) Сгорел в 1812, скажем спасибо Наполеону.

IL RITORNO D'ULISSE IN PATRIA,L’INCORONAZIONE DI POPPEA - в последней куртизанки выходят на сцену и одна восходит на императорский трон=)

Пока всё, на очереди Скарлатти (которого я тут пела про страдания) и инструменталисты... Вот, уже период надо делить не только по странам, но и просто по человечесим моим возможностям прослушать, пусть бегло столько опер...
Tags: музыка
Subscribe

  • Англия, 17 век часть 1

    Англия 17 века сильно не похожа на всю остальную Европу. Она каким-то образом умудряется совмещать героические сюжеты с новыми мотивами. Начать…

  • ба-Бах

    Я вчера слушала Баха, и случилось откровение. Я не дочитала до него двух глав (я жутко отстаю от графика), однако уже почти все барокко прочитано и…

  • Франция 17 век

    - Мам, продавать свои органы незаконно? - Почему? У бедняков есть органы, а богатым они нужны. Почему правительство всегда препятствует малому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments