diddls (diddls) wrote,
diddls
diddls

Categories:

17 век, Италия, часть 2

Открою новую главу энциклопедическим фактом. Консерватории появились в Неаполе как приюты, поддерживаемые меценатами и церковью, для воспитания мальчиков-певчих. Чуть менее новая информация, но важная очень: Неаполь в 17 веке находился под испанским владычеством, со всеми вытекающими.
Первым в неаполитанской школе идет Франческо Дуранте, но по годам он уже век 18, так что отложу до лучших времен. Тем более он духовную музыку писал, а тут опера.
Про Алессандро Скарлатти пишут, что он сочинил 120-150 опер о_О. А месс вдвое больше...
И первое же произведение, которое я слушаю... конечно, O cessate di piagarmi, которое я пою. Я пою бездарно=(((
Оперы Скарлатти мне нравятся. Они не создают впечатления "на один мотив", хотя и очень многочисленны, они круглы и выразительны. В ариях Скарлатти придерживается принципа трехчастности - ария da capa. Ария становится значимой, она выражает определенные эмоции героев. В это же примерно время начинают развиваться арии-дуэты, но Скарлатти предпочитал соло. Особая роль отводилась речитативу (recitativo accompagnato), который позволял героям общаться между собой. а также передавать "закадровые" события в лирических операх. Речитатив был и до Скарлатти, конечно, но в другой его форме - сухой речитатив, который не был привязан к музыке, и хоть и передавал суть либретто, но выбился из музыки. В неаполитанской же школе речитатив не просто связан с музыкой, вокруг него выстраиваются арии, он их связывает.
Однако, привычка ставить во главу угла музыку, а не текст привела к тому, что слова арий практически не различались в поздних неаполитанских операх, да и в целом текстовка стала скудна: три-четыре фразы, растянутые на две части и в третьей повтор (da capa). Все это привело к упадку неаполитанской школы даже на фоне потрясающего развития школы bel canto.
Список опер есть в Вики, не вижу смысла его повторять. из популярных: Розаура, Гризельда, Флавио, Митридат Евпатор, Пирр и Деметрий. Еще Telemaco и Marco Attilio Regolò.

Как дальше пишет моя книжка, Рим, Неаполь и Венеция стали рассадниками нового-старого вида искусства: ораторий и кантат. Оратория стала оперой в церкви в те времена, кантата была более строга по форме. хотя и обращалась к светским сюжетам.
Здесь отмечаем коллегу Скарлатти Emanuele Rincon d' Astorga. Stabat mater - очень трогательная. Как и биография автора - его отца, участвовавшего в восстании против испанского владычества на Сицилии, казнили у него на глазах, а его самого отправили в монастырь, чье название он и взял в качестве фамилии.


Прежде, чем уйти в инструментальную музыку, надо написать всех из вокальной, пусть и не совсем по порядку.
Francesco Durante (поздний) - Lamentationes Jeremiae Prophetae, Vespro breve? пишут еще про мессу в стиле Палестрины - видимо, это Pro Defundis.

Giacomo Carissimi (ранне-средний, римская школа) - Jephte; Lungi omai, deh, spiega i vanni; Vittoria, mio core!; много ветхозаветных зарисовок очень красивых.


Франческо Провенцале - опера "Отмщенная Стеллиадура" - в записи, которую я нашла, очень смешной чувак поет, мне нравится))) La colomba ferita еще

Alessandro Stradella - про него пишут, что смерть загадочна, вероятно был убит соперником - Страделла был большим ловеласом))) Оратория La Susanna, San Giovanni Battista, Cantata per il Santissimo Natale.

Giovanni Legrenzi - Che fiero costume "Eteocle e Polinice", La morte del cor penitente, Prosa pro mortuis (Dies Irae-!!!), Quam amarum est, Maria, Non susurate, у него еще много инструментальной музыки, но это потом.

Pietro Francesco Cavalli - портрет огонь=) Оперы La Didone, La Calisto. Vespero della Beata Vergine


Girolamo Frescobaldi (очень ранний) - Sonetto Spirituale, Così Midisprezzate, Se L'Auraspira.
Портрет тоже очень, римская школа.


Leonardo Vinci (да, родственник) - La Partenope

И последний на сегодня - Leonardo Ortensio Salvatore de Leo - Zenobia in Palmira, Salve Regina, Kyrie (from Mass in C), Se mi dai morte.

Все барочные комедийные оперы похожи на Фигаро Моцарта. Очень многие арии поет Чечилия Бартолли, которая лично мне не очень нравится. На этом вокальную часть Италии 17 века закругляю.
Tags: музыка
Subscribe

  • Англия, 17 век часть 1

    Англия 17 века сильно не похожа на всю остальную Европу. Она каким-то образом умудряется совмещать героические сюжеты с новыми мотивами. Начать…

  • ба-Бах

    Я вчера слушала Баха, и случилось откровение. Я не дочитала до него двух глав (я жутко отстаю от графика), однако уже почти все барокко прочитано и…

  • Франция 17 век

    - Мам, продавать свои органы незаконно? - Почему? У бедняков есть органы, а богатым они нужны. Почему правительство всегда препятствует малому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments